Омский евангелическо-лютеранский приход

Добро пожаловать в Омский евангелическо-лютеранский приход! На этих станицах вы можете познакомиться с нашим приходом. Надеемся увидеть вас на службах, а также приглашаем вас участвовать в других собраниях.

Наши кординаты:

Адрес: Приход церкви Ингрии г. Омск, ул. Серова 11
Почтовый адрес: 644020 г. Омск а/я 7307
Телефон: 43-17-49
История омского прихода

omkko_2.jpg

Евангелическо-Лютеранские Церкви появились в начале 16-го века, как результат реформации приходов Католической Церкви на территории Европы. Одной из ключевых фигур этого процесса или можно сказать вдохновителем реформ был д-р Мартин Лютер.

Большими достижениями реформации были переводы богослужения и Библии на родные языки. Теперь литургия стала понятной, а Слово Божие доступно для простых людей. Это помогло людям веровать не в суеверия, которые живы и в наше время, а верить в истины, изложенные в Святых Писаниях. А, поклоняясь Богу молиться не только Духом, но и умом, как об этом пишет св. Апостол Павел (1Кор.14:15). 

Реформация быстро распространилась в северной Европе, и эти страны стали лютеранскими (и остаются до сих пор таковыми). Многие из этих государств традиционно имели отношения с Россией, когда торговали, а иногда и воевали. Также эти страны были поставщиками высоко квалифицированных специалистов: военных, врачей, металлургов и др. Поэтому очень быстро на территории России появились лютеранские приходы, которые в начале не являлись единой церковью. 

После победы Петра I в "Северной войне" некоторые из военнопленных Шведов были отправлены в Сибирь. Омск также был местом ссылки, поэтому уже в начале восемнадцатого века в действовал лютеранский приход, в нем поклонялись пленные шведы. Затем многие из военнопленных вернулись домой, но не все.

Приход в Омске был основан в 1716 году.  

Церковь св. Екатерины освящена 24.11.1792 г.

Сегодня в кирхе действует музей.

История села Рыжково

Когда идет разговор про историю лютеранства в Сибири, то село Рыжково всегда упоминается. В1700-1800-х годах лютеранство распространилось в Сибири в основном благодаря иммигрантской политике Российской Империи. Село Рыжково полностью заслуженно считается главной лютеранской колонией в Западной Сибири.

Основателями Рыжково являются 26 семей, изгнанных в 1803 г. из Западной Ингерманландии, т.е. примерно 150 человек. Приходом села занимался дивизионный проповедник Тобольской губернии. В это же время была основана приходская школа для детей. Преподавал в ней прихожанин. В 1807 году селяне построили первое здание для молитв на территории нынешнего кладбища. Первый лютеранский пастор, Роберт Валтер поселился в селе в 1819. Благодаря Bалтеру, в отсутствии пастора в Тобольской губернии, Рыжково стало центром лютеранства в губернии на десятилетия. Валтер умер в 1838 г. и он похоронен на кладбище Рыжково. После него пасторскими обязанностями в селе занимались Ф. Хинденхаген, (1838-40), П. A. Пундани (1840-47), Ф.E. Майер, (1852-59) и Е. Йохансен (1860-68). В 1868 из прихода «Рыжково-Тобольск» официально сделали церковный округ. После этого пасторы жили либо в Тобольске, либо в Омске, но часто ездили в Рыжково. Кроме пастора Тобольской губернии, селом занимались немецкий и финский пасторы, жившие в Омске в 1886-1921 годах.

Начало 19-ого века считается “золотым” временем Рыжково. Все здания были отлично построены и прихожане были культурными. “Золотое” время закончилось при пожаре в 1846г. - практически вся деревня сгорела. Несмотря на то, что после пожара люди в больших количествах переезжали из Рыжково в новые поселения  – Буген (1847), Боярка (1848) и Омь-колония (1861), население села стабильно росло. Помимо ингерманландцев, в село начали заселять всех лютеран Западной Сибири. В селе можно было услышать финский шведский, латвийский, эстонский и немецкий языки. Во времена пастора Пундани (1840 г.) в приходе было около 1000 прихожан. Его последователь, пастор Мейер (1859г.) говорил о 1700 прихожанах. Кроме пастора вдеревне всегда жил и работал учитель церковной школы, либо несколько учителей.

Село Рыжково – чисто лютеранское поселение. Как было упомянуто ранее, первая церковь в деревне была построена уже в 1807-ом и школа-дом пастора в 1816-ом году. Во времена пожара в деревне также строились новая церковь и здание школы, но они сгорели. Новую церковь смогли построить только после пожара, но в   гораздо меньшем маштабе, чем изначально предполагалось; ее смогли построить в 1872-ом году, на новом месте рядом с озером. В начале 1890-х здание школы также отремонтировалии пристроили к ней новую классную комнату.

Для лютеран образованность, чтение и знание Библии были очень важны. Где были лютеране, там были и школы. Церковные школы в Рыжково состояли из 3-х классов, и предметами были: родная речь, библейская история, катехизис, музыка, биология вместе с географией, а также русский язык. Дети были поделены породным языкам обычно в две или в три группы. Учителями работали либо специально подготовленные в семинариях педагоги, или какой-либо образованный житель села. Зарплату учителю выплачивала либо лютеранская церковь, либо жители деревни. 

Финны и эстонцы называли своих учителей катехетами, а  латыши и немцы кистерами. В должности учителя, помимо работы в школе, входило богослужение и воскресная школа по воскресениям. Катехеты крестили и хоронили, и в принципе занимались всеми традиционными работами пасторов, кроме причастия, конфирмации и свадьб. В зимнее время выпускникам школы также проводили конфирмационную школу, которая заканчивалась экзаменом и конфирмацией. Если в деревню приезжал человек, который не умел читать, его заставляли идти в школу для взрослых. Для взрослых женщин преподавателем являлась местная диаконисса, которая также заботилась о старых и больных. Важной частью работы учителя являлось заведование школьной библиотекой и руководство обществом непьющих. В 1908-ои году латвийская школа была переименована в русскую школу, но т.к. учителя до сих пор были латыши, учение продолжалось в прежнем режиме достаточно долго. Новые учителя, нанятые государством, больше ненесли ответственность за богослужения и другие церковные учения.

Из Рыжковских катехетов отдельное упоминание заслуживают: Markof (1880-86г.), Rabene (1885-90), Kalnin(1890-98), Bruhvel (1898-1907), Aksel Nyman (1886-1890), Vilho Juntunen (1890-1893), Antti Kärhä (1893-95, 1906-08), Ananias Lehto (1895-1906 --28),Martti Lotsman (1908-1911) и P. Ladan (1911-1913). Последним преподавателем церковной школы перед революцией и окончательной национализацией была диаконисса Хилма Юнтунен (1913-1919). Ананиас Лехто занимался церковной работой до окончания 1920-х. В революционном ноябре школа и церковь села были национализированы, и всякое церковное учение было запрещено. Церковь со школой и с домом учителя находились рядом с озером. В Церкви был орган итри алтарных картины, полученных из Тобольска.

В Советское время в здании Церкви располагался клуб, затем Церковь была разрушена. Церковную библиотеку сожгли. В конце 1980-х годов деревню  посетили пастыри из Латвии конфирмировали несколько прихожан. Церковь Ингрии начала свою деятельность в 2002 году с приездом пастыря из Омска. Лютеранский приход с. Рыжкова, никогда не закрывался. В Советское время местные прихожане исполняли церковные требы. В 07.01.2008 года было общее собрание прихожан с. Рыжкова, о продолжении деятельности прихода и его регистрации, также выбрали настоятелем прихода Креос И.Д. Прихожане с. Рыжкова всегда мечтали о возобновлении Лютеранской Церкви в своём селе.

 

 

Последнее обновление ( 02.02.2011 г. )
 
 
Войти